Студенты АГУ провели увлекательный мастер-класс по химии для астраханских школьников
На факультете наук о Земле, химии и техносферной безопасности Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева для учащихся старших классов городских школ был организован мастер-класс «Изобретения в жизнь».
Студенты Астраханского госуниверситета решили отойти от скучных формул и показать, что химия — это не просто предмет в расписании, а настоящая магия, которая лежит в основе привычных нам вещей — от подушек безопасности до горячего обеда в походе. Идея мастер-класса была простой и гениальной: продемонстрировать, как самые очевидные признаки химических реакций — тепло, свет, газ и цвет — стали фундаментом для великих и малых изобретений.
Лаборатория № 1: «Что это за чудо-жидкость?». Эта станция демонстрировала один из самых завораживающих материалов современности — ферромагнитную жидкость. На столе стояла неглубокая чаша с тёмной маслянистой лужицей. Казалось бы, ничего интересного. Но стоило ведущему поднести снизу магнит, как жидкость мгновенно ожила, превратившись в диковинного ежа с десятками острых, идеально ровных шипов. Это фантастическое зрелище и стало отправной точкой для рассказа о том, что такое феррожидкость, для чего её изобрели и где она применяется сегодня. Школьники увидели, как фундаментальный закон физики, заключённый в необычную жидкую форму, проделал путь от решения космической задачи до улучшения звука в их наушниках, доказывая, что самые невероятные изобретения часто находятся прямо у нас под рукой.
Лаборатория № 2: «Сила невидимого газа». Как заставить тесто подняться и мгновенно надуть подушку безопасности? Ответ один: выделить газ. На этой станции школьникам показали классический опыт «вулкан» — реакцию соды и лимонной кислоты с бурным выделением углекислого газа (CO2). Студенты провели параллель: точно так же пузырьки газа делают выпечку пышной. А гораздо более быстрая реакция разложения азида натрия за доли секунды наполняет газом автомобильную подушку безопасности, спасая жизни.
Лаборатория № 3: «Радуга в пробирке и не только». С помощью сока красной капусты, который является природным индикатором, ребята сами меняли цвет раствора, добавляя в него кислоту (лимонный сок) и щёлочь (раствор соды). «Этот простой принцип, ― заключили студенты, ― лежит в основе медицинских pH-тестов, которые помогают быстро диагностировать состояние организма, и даже в технологии окрашивания волос».
Мастер-класс «Изобретения в жизнь» наглядно доказал, что химия — это не оторванная от реальности наука, а мощный инструмент, который позволяет превращать фундаментальные знания в полезные и даже жизненно важные технологии. Школьники уходили воодушевлёнными, поняв, что каждое правило в учебнике — потенциальный ключ к новому изобретению.
Мероприятие стало частью интерактивного марафона «Мир изобретений», организованного в рамках научно-просветительской смены «Зарядись наукой!» при поддержке гранта Минобрнауки России на реализацию федерального проекта «Популяризация науки и технологий».
Материал подготовлен при поддержке гранта Минобрнауки России в рамках Десятилетия науки и технологий.
Метки новости


